Полезные материалы и статьи

Развитие слуха и речи. Слухоречевая абилитация

Слухоречевая абилитация – это процесс развития речи и слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Она включает в себя два основных направления:

1.Развитие слухового восприятия. Обучение детей умению слышать, различать и понимать разнообразные речевые и неречевые звучания - сначала слухозрительно, а затем с опорой только на слуховой анализатор.

2.Формирование произносительных навыков и развитие устной речи. Работа над речевым дыханием, артикуляцией, голосом, звуками и их сочетаниями, словом и фразой.

Для речевого развития детей с нарушением слуха в нашей организации создаются специальные условия. Это, прежде всего, создание образовательного пространства и слухоречевой среды, которые будут развивать у ребёнка речевые навыки общения.

Развитие слухового восприятия предполагает обучение детей умению слышать, различать и понимать разнообразные неречевые и речевые звучания.

Развитие слухового восприятия и речи включает с себя и работу над речевым дыханием; голосом; словом; фразой.

Занятия начинаются с выработки условно-двигательной реакции на звук, т.е. с обучения умению реагировать на звучания неречевых сигналов определенными игровыми действиями. Например, в ответ на звуковой стимул ребенок должен собрать пирамидку или бусы и т.д. Эти упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры при постепенном удалении от ребенка источника звука. В дальнейшем детей учат различать полные слова, фразы и короткие тексты.

В работе могут быть использованы индивидуальные слуховые аппараты и слухоречевые тренажера.

Создание слухоречевой среды.

Слухоречевая среда предполагает постоянное общение с ребенком с нарушением слуха вне зависимости от его возможностей восприятия речи и уровня его собственного речевого развития. Основными условиями создания слухоречевой среды являются:

1. Формирование у детей потребности в речевом общении.

2. Поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень.

3. Использование остаточного слуха, использование индивидуальных слуховых аппаратов.

4. Контроль за речью детей со стороны взрослых. Следует добиваться от ребенка четкого и внятного произнесения всех имеющихся у него звуков.

При обучении детей с нарушением слуха и слабослышащих детей устной речи используются специфические вспомогательные средства обучения: письменная речь и дактильная речь.

Письменная речь используется в виде печатных слов и фраз на табличках. Первоначально дети учатся читать таблички глобально, подкладывать их к предметам, соотносить с картинками.

Дактильная речь – специфическое вспомогательное средство, используемое в обучении детей с недостатками слуха. Она была придумана в средние века испанскими монахами, давшими обет молчания. Не имея права пользоваться речью в ее природном звуковом варианте, но, испытывая потребность в общении, они изобрели такой способ обмена информацией, при котором можно было полностью сохранить содержание высказываний. Каждая дактилема соответствует одной из букв алфавита, и само положение пальцев напоминает изображение буквы, т.е. цепочка букв в написанном слове передается цепочкой движения пальцев при дактилировании, слово как бы прописывается в воздухе без использования пишущих инструментов. По своей структуре дактильная речь совпадает с письмом, а по функции стоит ближе к устной речи.

Таким образом, слухоречевая абилитация детей с нарушениями слуха, включающая в себя работу по развитию речи и слухового восприятия, решает основную, наиболее специальную задачу обучения слабослышащих детей – формирование словесной речи как средства общения.

Выше речь шла о «физическом слышании». Но есть и другое, не менее важное значение – «слышание социальное». В это словосочетание мы вкладываем следующий смысл. Слышать – значит понимать ситуацию общения, уметь участвовать в диалоге, в групповом и коллективном разговоре. Слышать – значит свободно вступать в разговор с незнакомыми людьми, обращаться к ним с вопросами или за помощью и быть уверенным в том, что всегда будешь понят, и в том, что всегда поймёшь ответ. Слышать – значит располагать окружающих к общению; быть готовым к вопросам незнакомых людей на улице, в транспорте и т.п., не пугаться их и быть готовым к ответам. Отнюдь не все даже слышащие дети и взрослые обладают этими качествами, их надо специально воспитывать.

Опыт показывает, что подавляющее большинство наших воспитанников – с нарушением слуха и слабослышащих – достигают этого уровня речевого общения.

• Речь ребенка с нарушением слуха без специального обучения, спонтанно, не формируется. Мы с вами овладеваем речью потому, что слышим речь других людей. Для речевого развития слабослышащих детей должны быть созданы специальные образовательные условия.

• Важно помнить, что при отсутствии слухоречевой абилитации возможны задержки в развитии ребенка с нарушениями слуха. По данным ВОЗ слабослышащий ребенок дошкольного возраста отстает в развитии от нормально слышащего сверстника в среднем на 2-4 года, и при отсутствии специального коррекционного обучения этот разрыв может увеличиваться.


Если остались или возникли вопросы, можно записаться на бесплатную индивидуальную консультацию специалистов. Телефон для связи +7 923 114 41 59
Наш сайт https://centre-odiss.ru/
2024-10-29 09:16